ведическийцентр

Две основные формы Тантры

24 февраля 2022 г.
Две основные формы Тантры

Две основные формы Тантры

Первые три уровня являются об щими для всей тантрической традиции. Разделение происходит на четвертом уровне ритуально мистической практики ( sādhana, садхана). Обычно выделяют две основные формы Тантры: вамачару (vāmācāra) или т.н. Тантру «левой руки», и дакшиначару (dakṣiṇācāra), именуемую Тантрой «правой руки». Нередко об этих двух течениях говорят как о чем-то равнозначном и равноценном и чуть ли не возникшем одновременно, а иногда на вамачару указывают даже как на «радикальный стиль» Тантры. На самом деле, именно вамачара представляет Тантру в ее первозданном образе, в то время как дакшиначара появилась позже, став результатом компромисса между тантризмом и брахманской ортодоксией. По сути дела, дакшиначара с ее символическим замещением элементов обряда панчамакара (а символическое замещение всегда свидетельствует о вторичности) является своего рода «оппортунистической» формой Тантры.

По мнению Д. Чаттопадхьяи, неверно переводить vāmācāra как «обряд левой руки», поскольку первый элемент в данном сложном слове это vāmā «женщина», а не vāma «левый», а значит, вамачара представляет собой совокупность ритуалов, предусматривающих взаимодействие мужчин и женщин и почитание женщины. В этом нетрудно увидеть архаичные представления о женщине как спасительнице и вожатой по духовному пути, через инициацию открывающей мужчине возможность достичь совершенства. Автор книги «Мир тантры» Браджмадхава Бхаттачарья передает слова тантрической посвященной, согласно которой помощь женщины необходима, чтобы облегчить усилия мужчины на пути к освобождению. А Н.Н. Бхаттачарья указывает, что именно вамачара настолько значима, что этот термин стал синонимом самой Тантры, представление о дакшиначаре же как чем-то противоположном вамачаре представляет собой позднее явление. При этом он поддерживает точку зрения Д. Чаттопадхьяи в отношении значения термина vāmācāra. Поэтому сначала речь у нас пойдет о вамачаре.

Лежащая в основе тантрического мировоззрения полярность мужского и женского определяет то, что сердцевину тантрической садхан ы составляют обряды, предусматривающие взаимодействие мужчин и женщин. Дело в том, что в полноценном традиционном мировоззрении земное всегда является отражением небесного, отсюда люди являются воплощением тех или иных богов и воспроизводят их действия. Так, освоение новой земли повторяет сотворение космоса из хаоса, каждая война битву богов с демонами, страдания невиновного страсти умирающего и воскресающего бога плодородия, смерть первого человека, а свадьба первой супружеской пары. Поэтому и любовным отношениям мужчины и женщины придается мистический и возвышенный характер. Наличие схожих взглядов можно отметить и у некоторых старообрядческих сект в России.

«Небо и земля едино суть: что на небеси горе, то и на земле низу», – говорит хлыст, герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей». Таким образом, и общение мужчины и женщины в ходе тантрического ритуала становится своего рода отражением взаимоотношений высшей божественной четы и восстановлением изначального единства миро здания. Важно подчеркнуть, что участники этого обряда не только повторяют деяния богов и поклоняются им, но сами становятся божествами. «В предающихся недолжному поведению, пьющих медовый напиток, участвующих в чакре шакти и кауликах /Пусть [садхака] видит Шиву и Гаури и не выказывает к ним пренебреженья» (Шактисангама-тантра II.36.26–27).

Основными божествами, задействованными в подобной практике, оказываются Шива, Бхайрава, Кали, Тара, Трипурасундари , Чхиннамаста и другие. Для сахаджиев (тантриков кришнаитов), о которых у нас еще пойдет речь, основное место занимают Кришна и Радха, и в своей ритуальной практике они воспроизводят их игры во Вриндаване. Хотя подобное вызывает критику со стороны более пуритански настроенных гаудия вайшнавов, приходится признать, что именно приверженцы сахаджии стоят намного ближе к  истокам. 


Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева:

"Азбука Тантры"

"Мировоззрение Тантры. Часть 1"

"Мировоззрение Тантры. Часть 2"