ведическийцентр

Азбука Тантры

03 февраля 2022 г.
Азбука Тантры

Азбука Тантры

Слово «Тантра» давно вошло в наш лексикон, наряду с другими словами, обозначающими реалии индийской культуры: «йога», «карма», «джьотиш», «аюрведа», «брахман» и другими. В массовом сознании «Тантра» ассоциируется с необузданным, феерическим эротизмом. И как в случае с йогой, аюрведой и джьотиш, тантра во многом стала жертвой неверного понимания, откровенных выдумок и широкой коммерческой эксплуатации. В итоге современный человек, желающий познакомиться с Тантрой, чаще всего сталкивается с т.н. неотантрой (неотантризмом), о которой у нас также пойдет речь. Данный очерк призван в краткой и доступной форме познакомить широкого читателя с научными представлениями о феномене Тантры.

Итак, Тантра – это возникшее в Индии эзотерическое течение, чье мировоззрение и практика основаны на полярном дуализме мужского и женского. Само слово tantra происходит от глагольного корня tan «тянуть (здесь русский корень родственен санскритскому), распространять» и означает буквально «нить, ткацкий станок», а в более высоком значении «система, обрядность, ритуал, учение, теория». Суффикс же tra приверженцы этой традиции связывают с другим глагольным корнем, означающим «спасать» Часто слово «Тантра» заменяют созданные западными индологами термины «тантризм» или «тантрическая традиция». Обычно выделяют Тантру индуистскую, буддийскую и иногда джайнскую. В нашем кратком очерке речь пойдет преимущественно об индуистской Тантре.

Проблема возникновения Тантры

Праистория тантрической традиции уходит вглубь тысячелетий, в ней нашли отражение представления, присущие человечеству на раннем этапе его развития. Существует мнение, что историю тантризма из--за скудости источниковой базы невозможно написать. Однако имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют утверждать, что в организованном виде эта традиция возникла в IV––V .вв. Известный историк религий и этнолог Мирча Элиаде писал про тантризм, что это «мощное религиозно-философское движение <…> появившись в IV веке нашей эры, начиная с начиная с VI века приняло масштабы общеиндийской моды». Американский индолог Дэвид Уайт дает более позднюю дату происхождения Тантры: VI–VII вв. Если же говорить о географии, то Тантра возникла на северо-востоке Индии (Ассам, Бенгалия и Орисса), северо-западе (Кашмир) и затем распространилась на юг (Тамилнаду и Керала).

Некоторые исследователи противопоставляют тантрическую традицию Ведам, ариям и брахманизму. Они считают, что появление Тантры явилось народной реакцией на насаждаемую сверху брахманскую ортодоксию, а также контрнаступлением верований и обычаев аборигенных, неарийских племен на кастовую идеологию индоариев. Такого мнения придерживаются М. Элиаде и Нарендра Натх Бхаттачарья, при этом если первый делает акцент на этническом аспекте, то второй – на социальном. Первый русскоязычный автор, написавший о Тантре, фантаст Иван Ефремов, назвал ее «древнейшей философией дравидов Индии». Георг Ферштайн, отвергающий теорию арийского вторжения, указывал только на социальный аспект: «Тантра <…> была движением низов. И многие, если не большинство, из ее первых приверженцев происходили из самых нижних слоев общественной пирамиды Индии – рыбаков, ткачей, охотников, уличных торговцев, прачек». Французский индолог Андре Паду полагает, что к формированию Тантры привело соединение двух потоков: первого, народного и более связанного с землей, и второго, интеллектуального. Результатом этого соединения стало появление на окраинах мира брахманской ортодоксии небольших инициатических и крайне трансгрессивных групп, которые, однако, впоследствии стали социализироваться, завоевывать большее число приверженцев и одновременно приобретать более умеренные черты.

Тантра постепенно стала распространяться, смягчая свой характер и в то же время обогащаясь. «Брахманизируясь», она «тантризовывала» индуизм и превращалась в некоторых отношениях в его тайную основу. К числу «прототантрических» течений обычно относят пашупатов, капаликов и каламукхов. Пашупаты поклонялись богу Шиве в образе Пашупати («владыки животных»). Название «капалика» происходит от слова kapāla «чаша, изготовленная из черепа», которую носили с собой приверженцы этого течения. А слово «каламукха» буквально означает «черное лицо», оттого что каламукхи ставили черную отметку на лбу – символ отречения от мира. Приверженцами данных течений были странники, отвергшие жизнь в обществе и любые ограничения в пользу духовной свободы, свои «непристойные» обряды они совершали в том числе и на местах кремации (шмашанах). Прямыми потомками этих течений являются агхори, которые, впрочем, в наши дни весьма малочисленны.

Впрочем, есть и противоположная точка зрения, согласно которой истоки тантризма содержатся в Ведах, при этом делается акцент на элитарном характере Тантры и на том, что ее священные тексты написаны на санскрите. Такого мнения придерживались Джон Вудрофф и Рене Генон. Кстати, сами адепты Тантры не отвергают полностью авторитет Вед, они признают их ценность, однако, по их мнению, ведийская обрядность, являвшаяся эффективной в первые три юги, в Кали-югу теряет свою действенность, и единственным путем к освобождению становится путь Тантры. Как сказано в одной из тантр: «В течение трех [предыдущих] юг – крита и т.д. – путь Вед имел силу; в кали-югу же – лишь каула, остальные пути бесполезны»15. Роль Тантры рисуется в мессианских тонах: «В кали-югу Океан Кулы затопит океан сансары <…> Поэтому в кали-югу – лучшее время – по милости Шакти».

Добавим, что в процессе своего исторического развития Тантра не оставалась чисто индийским феноменом. Буддийская Тантра распространилась в Тибете, в Монголии и даже достигла Японии. Из Южной Индии она проникла в Камбоджу, а из Ориссы в Индонезию (здесь соседствовали буддийская и индуистская формы тантризма). Следы тантрической культуры заметны еще на Бали.

Автор: Андрей Игнатьев

Скачать книги по тантре