ведическийцентр

Ваджраяна или тантрический буддизм

29 января 2022 г.
Ваджраяна или тантрический буддизм

Ваджраяна или тантрический буддизм

Ваджраяна (Тантрический буддизм) считается одной из трех ветвей буддизма, возникшей после Махаяны (Великой колесницы) и Тхеравады (Учение старейшин) в начале второй половины I тыс. н. э. Некоторые исследователи отодвигают границы возникновения буддийской тантры на более ранний период. Ваджраяна является частью Махаяны, но при этом противопоставляется Парамитаяне (Колеснице Парамит), составляющей основу пути Сутры Махаяны. Ее основное отличие в том, что по представлениям ее последователей, благодаря быстрым и эффективным психофизическим методам преобразования сознания и психики человека, возможно достичь Просветления в течении одной или нескольких жизней (в одном теле). Ваджраяна также является основой для всех школ тибетского буддизма. 

Само слово «тантра» имеет множество переводов – «ткацкий станок», «основа ткани», перен. «основа, сущность», «порядок, правило», «учение, свод правил». Э.П. Кунсанг считает, что «истинное значение слова тантра – «непрерывность» – исконная природа Будды...» Примерно такого же мнения придерживается Намкай Норбу, подчеркивая динамический аспект этой природы - «Само значение слова тантра – «непрерывность» подразумевает природу энергии изначального состояния, которая проявляется непрестанно». Далай-лама XIV считает, что понятие тантра включает в себя как нирванический, так и сансарический аспекты бытия. 

Когда возникла тантра?

Некоторые специалисты склоняются к тому, что истоки тантризма таятся в Хараппской цивилизации (3200-1800 гг. до н. э.), вероятнее всего основанной дравидами. В доказательство они приводят изображения 7 богинь, которых соотносят с культом матрик, трехликого божества в позе йога, соотносимого с Шивой, поклонение дереву Писала (Бодхи). В любом случае, основные элементы тантризма – мандалы, мантры, отождествление с божествами и гуру, значимость посвящения, пришли из самых ранних автохтонных, ведийских и буддийских источников. Представители Ваджраяны считают, что их учение происходит от Будды Шакьямуни, который передал его своему ученику, королю Уджайна – Индрабхути. Но дело в том, что это имя не упоминается в текстах Тхеравады. Несмотря на то, что первые явные свидетельства существования тантризма относят к 5 в. н. э. некоторые специалисты считают, что распространение методов Ваджраяны началось намного раньше. Один из них Гэвин Флуд, который писал - «тантрические традиции возникли в ранние века нашей эры, развиваясь в буддийском, джайнистском и индуистском контексте». В доказательство этой версии приводится то, что первые письменные источники Dháranis-amgraha (собрание заклинаний) относятся к I веку н. э.

Несмотря на то, что этот текст является исключительно буддийском явлением, он несёт в себе признаки дравидийского влияния. Также присутствие мантр в буддийских текстах можно наблюдать в Ратана-сутту, включённой в палийскую Трипитаку. Обнаруженные в буддийских сооружениях восточной части Андхра Прадеша тантрические изображения относятся к I в. н.э., что тоже говорит в пользу более раннего распространения учения Ваджраяны. Самыми выдающимися первыми последователями пути Ваджраяны считаются Нагарджуна и Арьядева. Вопрос о том, является ли этот Нагарджуна тем, кто основал учения мадхьямаки или это другой одноименный автор остается открытым. М.И. Тубянский приводит строки из Чатухстава, в принадлежности которой к Нагарджуне, он не сомневается: «Вплоть до корня инстинкта преодолены тобою, безгрешный, пороки; но и из самой природы пороков добыт тобою напиток бессмертия». Из этого он делает вывод, что Нагарджуна не только разделял идеологию тантризма, но и сопоставлял хинаянический и тантрический принципы как двух последовательных ступеней — низшей и высшей. 

Почему без посвящения тантра невозможна?

Ошибочно считать, что целью Ваджраяны является развитие сверхспособностей (сиддхи). Цель в Ваджраяне та же самая, что и в Махаяне – раскрытие «природы Будды» ради блага всех живых существ. К базовым аспектам природы Будды А. Берзин относит – пустотность, пробужденность, светоносность, наличие благих качеств и способность создавать чистые проявления божеств и их мандал. И эта цель достигается через обретение Трех Тел Будды – Дхармакайя (Тело Дхармы), Самбхогакайя (Тело Блаженства) и Нирманакайя (Тело Проявления), иногда к ним еще добавляется четвертое тело - Свабхавикакайя (Тело Самобытия). Развитие сиддхи является второстепенным эффектом практик. Основным отличие Ваджраяны от Махаяны и Тхеравады является не цель, а методы. В Ваджраяне они наиболее мгновенны и опасны. В связи с тем, что психотехники Ваджраяны помимо того, что имеют высокую эффективностью, могут представлять опасность для психического и физического здоровья практикующего, они передаются только от мастера к ученику и не выносятся за пределы круга посвященных.

На этот счет Далай-лама XIV писал следующее: «тантрийские практики... являются тайной Дхармой, тайным образом жизни». Поэтому, для того, чтобы скрыть тантрические знания Ваджраяны от непосвященных людей, которым они могут нанести вред, ранние тексты были записаны на «темном» или «сумеречном» языке. «Темный» или «сумеречный» язык подразумевал наличие в тексте огромного количества метафор, образов и символов. На этот счет, Дж. Туччи пишет следующее: «Литература, посвященная этому процессу, окружена тайной и закрыта для непосвященных. Поэтому для знакомства с методами, содержащимися в тантрийских текстах, требуется обязательное условие посвящения и через посвящение происходит преодоление врожденного неведения и двойственности». 

Чтобы вступить на Алмазный путь требовалось пройти испытания и дать клятву о сохранение тайны, нарушение которой было под строжайшим запретом.  Ранняя Mahāvairocanābhisaṃbodhitantra требует от начинающего адепта хотя бы одно из следующих качеств: «(1) имеющего веру, (2) из хорошей семьи, (3) верящего в Три драгоценности, (4) с глубоким пониманием, (5) с великой энергией, (6) придерживающегося этических норм, (7) терпеливого, (8) лишенного зависти, (9) отважного, и (10) стойкого в своих духовных предписаниях». Для того, чтобы практики Ваджраяны были безопасными и эффективными необходимо соблюдение следующих условии:

  1. наличие опытного учителя, имеющего парампару и следящего за правильным исполнением учеником практик;
  2. постепенный переход от подготовительных практик к более глубоким тантрическим техникам;  
  3. получение учеником посвящения в ту или иную тантрическую практику;
  4. точное следование правилам и последовательности выполнения практик и ритуалов;
  5. соблюдение принятых тантрийских обетов; 
  6. чистота и альтруизм мотивов достижения Просветления.

Уникальной чертой Ваджраяны является подход учителя к подбору практик для ученика. В зависимости от способностей, темперамента, наличия определенных склонностей и страстей ученика для него подбирался индивидуальный набор практик. Этим Ваджраяна и отличается от других направлений буддизма, где есть набор стандартных и обязательных психотехник для всех адептов.

Автор: Ксения Гамбург

Все консультации Ведического центра