ведическийцентр

Цели тантрической садханы

02 апреля 2022 г.
Цели тантрической садханы

Цели тантрической садханы

У тантрической практики две цели, магическая и мистическая, соответствующие указанной формуле бхукти-мукти. Первому элементу отвечает обретение магических сверхспособностей – сиддхи. К их числу принадлежат способности становиться бесконечно малым или бесконечно большим, узнавать во сне обо всем, что ни пожелаешь, летать по воздуху или быть неуязвимым для оружия, а также многие другие. Обретение этих чудесных способностей, дарующих могущество в этом мире, часто заслоняет более отдаленную и высокую цель – достижение освобождения (moksha, mukti) – на эту присущую тантрам тенденцию указывают Д. Уайт и А. Паду.

При этом в тантрических текстах выделяется несколько видов освобождения, в частности, в их числе:

  1. салокья (sālokya) – пребывание в том же мире, что и избранное божество;
  2. самипья (sāmīpya) – соседство с божеством;
  3. саршти (sārṣṭi) – обладание могуществом божества;
  4. саюджья (sāyujya) – слияние с божеством;
  5. сарупья (sārūpya) – обретение божественного облика

Как и последователи адвайтаведанты, тантрики верят в возможность достижения освобождения при жизни (дживанмукти). Поэтому в другом месте А. Паду определяет тантризм как практический путь для обретения сверхъестественных сил и освобождения в этой жизни через использование специфических и сложных техник, основанный на особой идеологии, идеологии космической реинтеграции, посредством которой адепт заполучает могущество, будучи свободным от оков мира и в то же время оставаясь в этом мире и господствуя над ним через союз с божеством, которое само является высшей силой. Иногда указывается также, что целью Тантры является объединение двух божественных аспектов в своем собственном существе, но это более поздняя трактовка.

Тантрическая инициация

Многих людей, интересующихся Тантрой, волнует вопрос о том, как самому можно стать тантриком. Скажем сразу, что «самодеятельный» тантризм невозможен, также как нельзя быть христианином, не пройдя через таинство крещения. И даже никакие книжные знания здесь не помогут. Знание тантрик должен получить именно из уст гуру – духовного наставника, а не путем изучения текстов. Гуру дарует ученику инициацию (dīkṣā, дикша). Почитание гуру (guru-pūjā) является неотъемлемой частью тантрического ритуала. Священное знание передается по цепи инициатической преемственности (paraṁparā) от одного учителя к другому, первоучителем же обычно выступает Шива, отсюда отождествление собственного гуру с Шивой.

Вокруг этих цепей и формируются основные направления и школы Тантры, которые совершенно неверно называть сектами. Секта это религиозная группа, отделившаяся от основного направления (мейнстрима) и ему противостоящая. В Тантре же подобный мейнстрим отсутствует. Кроме того, сам термин «секта» носит пренебрежительный оттенок. Важно, что в Тантре гуру может быть и женщина (strī-guru). Существуют бесчисленные легенды о том, как тантрический святой мужского пола был посвящен в традицию женщиной-гуру через акт ритуального соития.

В Гухьясадхана-тантре Шива рассказывает, что возможность иметь посвящение от женщины-гуру обретается только благодаря заслугам, накопленным за много жизней, и что иметь своим духовным наставником женщину это большая удача. Затем про просьбе Парвати он описывает облик женщины-гуру. Стри-гуру упоминаются и в других тантрических сочинениях: Ниласарасвати-тантре, Пранатошани-тантре, Канкаламалинитантре и прочих. В последней даже содержится Стригуру-гита. Кстати, подобное существовало не только в легендах и текстах, но и в действительности. Известно также, что великий бенгальский мистик Рамакришна (1836–1886) имел своей духовной наставницей женщину по имени Бхайрави (Йогешвари) и под ее руководством два года занимался тантрической садханой.

Позже в автобиографической книге «Мир Тантры» Браджамадхава Бхаттачарья рассказывал, как в юном возрасте на был посвящен в сокровенные таинства Тантры загадочной «Госпожой Шафран». Что же касается инициации, то она может быть не только внешней (при вступлении на путь ученичества), но и внутренней, связанной с переходом на более высокий уровень. Существует множество видов инициации. Бывают даже весьма любопытные, например, тула-дикша, когда адепта взвешивают на весах и по уменьшению его веса судят об его очищении.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева:

"Мантры, янтры, мудры и йога в тантрическом ритуле"

"Связь Тантры с наукой и магией"

Для того, чтобы мы всегда смогли оставаться на связи, приглашаем Вас в ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЫ Татьяны Земской:

по астрологии https://t.me/TatianaZemskaia 

ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi 

Поддержите проект Ом-aditya.ru  Благодарны любому пожертвованию: https://om-aditya.ru/rekvizity-dlya-oplaty/