ведическийцентр

Мантры, янтры, мудры и йога в тантрическом ритуле

06 марта 2022 г.
Мантры, янтры, мудры и йога в тантрическом ритуле

Мантры, янтры, мудры и йога в тантрическом ритуле

Обряды, включающие взаимодействие мужчин и женщин, могут иметь вполне «безобидную» форму и не обязательно предполагают сексуальный контакт. Сюда относится например, кумари пуджа, поклонение юным девочкам или гавакша йога, когда мужчина просто созерцает женщину и повторяет мантру. Но ритуал, предусматривающий любовное соединение,представляется, конечно, наиболее привлекательным и действенным. «Единение мужчины и женщины и есть, несомненно, йога! Как указано шастрами, нет освобождения без [их] соединения. В их единении рождается счастье, имеющее качество высшего блаженства. Благодаря исполненности блаженством вира становится образом Бхайравы»

Ритуал именуется майтхуна maithuna, и он выступает своего рода кульминацией центрального тантрического обряда панчататтвы или панчамакары, включающего использование предметов, чье санскритское наименование начинается с ma, отсюда и втор ое название: вина (madya), мяса (māṁsa), рыбы (matsya), поджаренных зерен (mūdra), используемых как афродизиак, и соития (maithuna) с женщиной, выступающей формой богини.

То, что в традиционном индуизме считается «нечистым» и «запретным», в тантрическом ритуале ведет к освобождению. Посредством вкушения пяти m садхака преодолевает дуальность чистого и нечистого, сакрального и профанного и избавляется от привязанности к искусственной фрагментации мира. Радикальным образом он утверждает фундаментальное единство феноменального мира, тождество Шакти со всей проявленной вселенной. Через утверждение ценности запретного садхака лишает его способности осквернять, портить и связывать. Впрочем, панчамака возникает в достаточно позднее время, в древних текстах упоминаются только madya, māṁsa и maithunamaithuna. В полноценной тантрической практике роль панчамакары можно уподобить роли причастия в христианстве.

Заметим также, что основной тантрический ритуал может совершаться как отдельной парой (мужчина+женщина), так и несколькими парами. В последнем случае речь идет о тантрической чакре (букв. «круге», названном так потому, что пары в принципе располагаются вокруг гуру, причем женщина всегда слева от мужчины) Мужчины, участвующие в обряде,именуются садхаками и бхайравами, а женщины шакти, кула , йогини, дути («посланница»), лата , («лиана») и найика. В тантрах описываются различные виды чакр. Подобное взаимодействие усиливает необходимый мистический экстаз – великий кашмирский философ и мистик Абхинавагупта (прибл. 950––1020) сравнивал его с игрой отражений в зеркалах и, стало быть, делало ритуал более действенным, нежели майтхуна, совершаемая одиночной парой. Сам по себе любой тантрический ритуал очень сложен  («гиперритуализм» тантриков), и важно строгое соблюдение всех мелочей.

В ритуальной практике тантриков играют важное значение такие инструменты, как мантры, ньясы, янтры, мудры и упражнения хатха йог и (или кундалини йоги ). Наибольшее значение имеют мантры, выступающие звуковым проявлением того или иного божества. Все свои ритуальные действия тантрики должны сопровождать повторением мантр, которое именуется джапа. Обряд, когда мантра (произносимая вслух или про себя) налагается на тело человека с целью его очищения и пробуждения его божественной природы, именуется ньясой. Существуют различные виды ньяс. Если мантра считается звуковым проявлением божества, то его графическим воплощением служит янтра. Наиболее известная янтра это Шри янтра или Шри-чакра, состоящая из девяти треугольников. Их них пять треугольников, обращенных вершинными углами вниз, обозначают Шакти, а четыре, обращенных вверх – Шиву.

Наконец, в тантрической садхане широко применяются ритуальные жесты – мудры. Что касается хатха йоги, то она возникла именно в тантрической среде и была первоначально предназначена для тантриков. Согласно индуистской традиции, ее создателями были легендарные подвижники Матсьендранатх и Горакшанатх. По мнению Х.П. Шастри и А. Рой, это произошло в IX в., П.К. Бахчи и Г. Ферштайн относят деятельность Матсьендранатха к середине XI в.71, а Андре Паду – к XII в.72 Многие думают, что хатха-йога в ее известной нам форме, а также представления о системе чакр и кундалини есть нечто весьма древнее, однако, как мы видим, они возникли не так  и давно.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева:

"Мировоззрение Тантры. Часть 1"

"Мировоззрение Тантры. Часть 2"

"Две основные формы тантры"