ведическийцентр

Джайнская тантра

05 апреля 2022 г.
Джайнская тантра

Джайнская тантра

О джайнской тантре в мире заговорили относительно недавно. Долгое время индологи не уделяли особого внимания ее изучению, ситуацию усложняло и то, что большинство джайнских тантрических текстов доступны только в рукописном виде.  До сих пор вопросы об историческом развитии джайнской тантры и ее связи с индуистской и буддийской тантрой остаются открытыми, хотя Джоном Кортом и Полом Дандасом предпринимались попытки дать ответы на эти вопросы.  Можно с уверенностью говорить только о том, что джайнская тантра появилась позже индуистской и буддийской. В 2000-х гг. вышел сборник Дэвида Гордона Уайта «Tantra in Practic», где три статьи были посвящены джайнскому тантризму, а в марте 2017 г. в центре исследований джайнизма SOAS в Лондоне,  состоялся семинар, посвященный данной теме.  В России вопросами джайнизма занимается Железнова Н. А., именно ей принадлежат наиболее интересные научные статьи, посвященные, в том числе и джайнской тантре.

Джайнизм имеет два основных направления – дигамбара (digambara – “одетый в стороны света”) и шветамбара (svetambara - “одетые в белое”). Тантрические практики в дигамбарской традиции больше связаны с женскими божествами, в то время как в шветамбарской - с мужскими.

Три богини джайнской тантры

Тантрические практики среди джайнов Каранатаки распространялись активно в эпоху раннего Средневековья Индии.  Это не было случайным, похожие процессы происходили и в буддизме и в индуизме.  Одним из самых ранних дигамбарских тантрических текстов является «Джвалиникальпа», написанная Индранандином в X в. н.э. Этот текст посвящен восхвалению грозной богине огня – Джвалини/Джваламалини. В нем рассказывается история возникновения культа, способы обретения сиддхи и тантрические ритуалы, с помощью которых можно достичь единения с богиней.  В 12 в. н.э. культ Джвалини был широко распространен на юге Индии, наряду с культами других тантрических богинь – Падмавати и Кушмандини/Амбика. В последствие эти три богини станут прочно ассоциироваться с тантрическими практиками. Тантрические обряды джайнизма включают янтра-видхи, питха-стхапану и мантра-пуджу.

Джваламалини – могущественная богиня огня, которая защищает от зла и лечит болезни. Имя ее означает "Украшенная гирляндами пламени". У Неё шесть ликов и 12 рук. В Пуранах есть богиня с похожим именем Джвала. В обеих традициях центральная тема, скорее всего одна и та же - огненная энергия, проявляющаяся в форме Великой Богини для уничтожения зла. Согласно "Васудева-хинди", сочинению на пракрите, датируемому первыми веками нашей эры, наиболее эффективной магической силой – видьей – является Махаджвала – "Великая пламенная" с которой можно отождествить Джваламалини. Среди шветамбаров она известна как Бхркути, но вряд ли играет какую-либо роль в религиозной практике. 

Падмавати - одна из самых важных джайнских богинь как среди дигамбаров, так и среди шветамбаров, и ей поклоняются по всей Индии. Она  тесно связана с богатством и змеями. Изображения Падмавати у шветамбаров и дигамбаров различаются. Шветамбары считают, что ее вакханой является либо змея, либо петух, и изображают ее с четырьмя руками, держащими лотос, петлю, плод и четки.  Дигамбары изображают ее с разным количеством рук и атрибутов. Например, четырехрукая Падмавати из Деогарха (шт. Уттар–Прадеш) держит петлю, лотос, щит и совершает варада–мудру. Дополнительными ее атрибутами могут являться -  кувшин, жезл, свиток,  посох, фрукты, лук. Полной стандартизации в этом вопросе не существует.

Амбика  (шветамб.), или Кушмандини (дигамб.), якшини 22-го тиртханкара Неминатхи. Богиня-мать, ее часто показывают с одним или несколькими детьми, под деревом или с плодами манго в руках. Ее вакханой является лев. В Южной Индии Амбика имеет темно-синий цвет лица. В Тамилнаде Амбика также известна под именем Дхарма-деви – "Богиня Учения". Самое старое упоминание об Амбике в искусстве и литературе относится к середине шестого века нашей эры. Амбике также поклоняются как Куладеви или готра-деви. Она является верховным божеством школы Харатара-гачча.

Отличительные особенности джайнской тантры

К шветамбарской традиции относятся «Йога-шастры», написанные Хемачандрой в XI в. н.э.  В этом тексте можно наблюдать процесс постепенного проникновения тантрических идей и практик в джайнизм. Одним из основных мужских божеств среди шветамбарских муртипуджаков является Гхантакарна Махавира - «Великий герой имеющий уши [в форме] колокольчиков». 

Джон Э. Корт считает, что отличительными особенностями тантрического джайнизма являются:

  1. Отведение огромного значения  использованию  мантр
  2. Джайнские тантрические практики направлены на улучшение жизни человека в сфере перерождений, а не на освобождение от перерождений.

Большинство мантр джайнской тантры,  представляют собой слоги, которые не имеют никакого значения, но оказывают благоприятное влияние на человека. Похожая ситуация наблюдается  в буддийском и индийском тантризме. Использование янтр в джайнских тантрических обрядах играет вспомогательную роль по сравнению с мантрами, и на большинстве янтр написана ритуальная мантра. Джайнские тантрические ритуалы редко включают в себя сложную форму медитации или визуализации.

Чего нет в джайнской Тантре, так это полномасштабного разработанного тантрического пути ведущего к освобождению. В основном тантрические практики джайниза направлены на обретение мирских благ. Также отличительной чертой этого вида тантризма является то, что не используются запретные вещества такие как мясо, рыба, сексуальные практики, так как они противоречат основам джайнской этики. 

Автор: Ксения Гамбург

Читать статьи К. Гамбург:

"Ваджраяна или тантрический буддизм"

Для того, чтобы мы всегда смогли оставаться на связи, приглашаем Вас в ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЫ Татьяны Земской:

по астрологии https://t.me/TatianaZemskaia  

ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi