ведическийцентр

Четыре формы богини Матанги: Вашья-Матанги, Карна-Матанги, Уччхишта-Матангини и Сумукхи. Часть 1

10 мая 2025 г.
Четыре формы богини Матанги: Вашья-Матанги, Карна-Матанги, Уччхишта-Матангини и Сумукхи. Часть 1

Четыре формы богини Матанги: Вашья-Матанги, Карна-Матанги, Уччхишта-Матангини и Сумукхи. Часть 1

Культ богини Матанги имеет глубокие корни в индийской религиозной традиции. Ее происхождение связано с различными мифологическими источниками, в том числе с тантрическими текстами. Предполагается, что первоначально Матанги была божеством, почитаемым племенами охотников, прежде чем была инкорпорирована в более сложные религиозные системы индуизма (White, D.G.). В VIII веке н.э. Уддйотана-сури в своем труде "Кувалая-мала" упоминает племя матангов, практиковавших культовые обряды Шабаравидьи совместно с другими племенами древней Индии, такими как пулинды, капалики, ракшасы и ванары. Эти ритуалы, проводившиеся на возвышенностях и в лесах, включали в себя декламацию и передачу шабарамантр. Дэвид Кинсли отмечает тесную связь богини Матанги с богиней Шаварешвари, повелительницей Шаваров, лесного племени, упоминания о котором встречаются в различных индуистских текстах, включая Махабхарату. Современные племена, говорящие на языках мунда и идентифицирующие себя как шабара, шавара, шаора, саора или шура, в соответствии с индийским законодательством классифицируются как адиваси (коренные жители).

В "Кадамбари" Баны (VII век н.э.) вождь племени шаваров носит имя Матанга. В "Катхасаритсагаре" Сомадевы (XI век н.э.) в истории о Мригангадатте описывается местопребывание вождя матангов Дургапишачи, расположенное на южном склоне гор Виндхья, вблизи реки Кавери, в обители под названием Карабхагрива. В "Катхасаритсагаре" этнонимы пулинды, бхилы, шавары, кираты и матанги используются как взаимозаменяемые. В "Кадамбари", "Харшачарите" Баны и "Катхасаритсагаре" Сомадевы эти племена описываются как темнокожие, с черными волосами, носящие тигровые шкуры или одежду из листьев, вооруженные луками. Они украшены павлиньими перьями и гирляндами из семян гуджа, используют мускус, полученный из убитых слонов, употребляют мясо и спиртные напитки. Матанги часто называют дочерью Матанга.

Мифологические нарративы о Матанги раскрывают ее связь с чандалами, природой, музыкой, мантрами, способностью подчинять и контролировать других, а также слонами. Дэвид Кинсли указывает, что имя "Матанги" дословно переводится как "та, чьи конечности опьянены (страстью)", что подчеркивает ее эротическую природу, объясняющую ассоциацию богини со "страстной слонихой" (Kinsley, D.). "Пранатошини-тантра" содержит миф об Уччхишта-Чандалини, одной из форм Матанги, где Парвати, приняв облик прекрасной юной чандалки, очаровывает Шиву и вступает с ним в любовную связь. Характерной чертой Матанги является ее способность подчинять, контролировать и привлекать к себе других существ. Ее садхана (духовная практика) направлена на достижение сверхъестественных способностей, включая контроль над врагами, привлечение людей, овладение искусством и обретение высшего знания.

Автор: Ксения Гамбург

Для того, чтобы мы всегда смогли оставаться на связи, приглашаем Вас в ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЫ Татьяны Земской по астрологии https://t.me/TatianaZemskaia и ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi