Пятая Махапитха - Матанга питха
Пятая Махапитха - Матанга питха
Важными святилищами и местами паломничества в шактизме и тантризме являются шакти-питхи. В различных тантрах называется разное количество питх. В Матсья-пуране их 108, Рудраямале – 10, Нисисамкара-тантра – 34, Кубджика-тантра – 42, Кубджикамата-тантре - 50. Наиболее ранней является концепция четырех главных Махапитх, которая стала привычной для всего последующего тантрического шактизма. К их числу принадлежат - Камарупа, Пурнагири, Джаландхара и Уддияна (Оддияна). В священных текстах каулической школы Кубджика, говорится о пятой Махапитхе – Матанга питхе, значимость которой ставится выше остальных питх.
В Кубджикамата-тантре рассказывается история о том, как великая богиня Кумарика (Парвати) отправляется путешествовать и обходит всю Индию в поисках Бхайравы. Она посещает различные места, в каждом из которых устанавливает свою наместницу-богиню, которая, наслаждаясь любовью с одним из сиддхов, представляющих собой аспекты Бхайравы, производит на свет духовных сыновей и дочерей. После пребывания в Кишкиндхе,1 Деви посещает Западную Химагахвару, Каралу,2 Сахья Махавану,3 Уччушма Нади, которые отождествляются с четырьмя Махапитхами - Уддияной, Джаландхарой, Пурнагири и Камарупой. Во время своего пребывания в четвертой Махапитхе, Деви рассказывает о пятой, которая называется Матанга питха. В отличие от других питх, Матанга питха не имеет фиксированного местоположения на земле, а находится над Камарупой. Это место происхождения всего мира.
В Мантанабхайрава-тантре сказано, что Матанга питха являясь одновременно трансцендентным и имманентным местом, располагается к северу от озера Нилы, в лесу Махаччушма. Сделав богиню Матанги основным божеством этой питхи, Деви сказала: «О Матанги, послушай мои слова. Вашим господином будет великий Сиддха Матангиша. Вместе с ним вам следует защищать кулакраму. У тебя будет девять сыновей и девять дочерей. (Также будет) пять хранителей, полностью познавших все учение».
Иногда с Матанга питхой отождествляется или, по крайней мере, имеет связь, питха Трисрота (Тисра). В Кумарикакхаде тантры Мантанабхайравы рассказывается, что прежде чем посетить 50 священных мест, Деви произносит гимн. В нем восхваляются не только четыре Махапитхи, но и также говорится о пятой, которая, по словам богини, станет священным местом будущего откровения. Деви говорит: «О красивый, я рассказала тебе это, нисхождение (в мир) (четырех) священных мест и священного места, называемого Тисра, которое считается пятым в будущем».
Схожесть этих двух священных мест в том, что основными божествами Тисры являются Матангиша и Матанги (в форме Джушта-чандалини), как и в Матанга питхе. Тисра, как и Матанга, предназначена для представителей низших каст. О расположение Тисры в Кубджикамата-тантре сказано, что она расположено в средней земле (мадхьядеша), над священным местом Камы и наполнено тремя потоками реки Трисроты.4
1-Кишкиндха - царство, идентифицированное как область вокруг реки Тунгабхадра (ранее известной Пампа Сарас) около Хампи в современном районе Беллари, Карнатака.
2-Карала/Карали - богиня Махапитхи Джаландхары. Согласно Кубджикама-татантре, она одна из четырех богинь-помощниц, связанных с Митрой, центральным божеством Матричакры.
3-Сахья Махавана - лес Сахья. В Кубджикамата-тантре сказано что, этот лес произрастает на горе Сахья, расположенной недалеко от современной Пуны.
4-Трисрота – имя богини, реки и питхи. В более поздние времена место Тисра отождествлялось с рекой Тиста, ранее называвшейся Трисрота, которая протекает через район Рунгпур в Северной Бенгалии. Питха Трисрота, которую в позднесредневековых бенгальских текстах называют Махапитхой или Упапитхой, вполне могла располагаться на ее берегах. Но вряд ли именно это место имели в виду редакторы Кубджика-тантр.
Автор: Ксения Гамбург
Для того, чтобы мы всегда смогли оставаться на связи, приглашаем Вас в ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЫ Татьяны Земской по астрологии https://t.me/TatianaZemskaia и ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi
Наши Новости!

