ведическийцентр

Пингала-чакра: топография, активация и связь с негативными стереотипами

28 января 2017 г.

Входные ворота пингалы располагаются в эпигастрии (области солнечного сплетения) и симметрично на внутренних поверхностях ладоней. Эта чакра является энергоинформационным телом человека (прана-шарирой). Свет, исходящий от эфирной оболочки, напоминает сияние восходящего или заходящего солнца с розовато-золотистыми оттенками. Ее размеры очень индивидуальны, поскольку зависят от энергоемкости человека, места его проживания, рода занятий, пола и даже времени суток. Эфирная матрица более сильно выражена у мужчин. При медитации на пингала-чакру можно ощутить аромат и вкус топленого масла. Ангел-хранитель ее связан с Сурьей («Богом Солнца»), Агни («Богом огня») и Вайю («Богом Ветра»).

Пингала-чакры являются приемно-передающими устройствами для энергии теджаса (активной праны). Теджас входит на вдохе в тело человека через макушку и ладони, и вначале поступает в анахату, а затем на выдохе двигается вниз по каналу сурья-нади («солнечной спирали») и распределяется по всем мармам. Теджас очень важен как для «плотного», так и для «тонкого» тел. Он обеспечивает нормальную работу клеток (трофическую, энергетическую, антитоксическую, метаболическую и репродуктивную), стимулирует развитие интеллекта и коры головного мозга (особенно сильно его влияние на волевой и творческий интеллект).

Он повышает активность иммунитета (особенно противоопухолевого), стимулирует регенерацию поврежденных клеток глаза и обеспечивает настройку зрительных центров головного мозга, настраивает работу сердечно-сосудистого и дыхательного центров продолговатого мозга, активизирует антиоксидантную систему организма. Он дарует радость и счастье при достижении любых, даже незначительных, целей, при выполнении долга (дхармы), раскрытии таланта (артхи) и духовно-религиозной деятельности (мокши). Он избавляет от эгоцентризма и дарует способность к самопожертвованию, желание дарить радость и счастье другим, способность точно следовать намеченным планам, избавляет от склонности к опозданиям и пустым обещаниям.

Теджас начинает активно наполнять пространство на утренней заре (когда солнечный диск еще не появился на горизонте). В полдень он буквально обрушивается на освещенную часть планеты, а на вечерних сумерках постепенно слабеет и исчезает к наступлению полной темноты. В обычных условиях мы вдыхаем воздух попеременно через правый и левый носовые ходы, и теджас захватывается лишь при вдохе через правый. Да и это возможно только в ясную солнечную погоду, на открытом пространстве или при отворенных окнах, когда солнечный свет проникает в комнату. При густой облачности или если человек находится в закрытом помещении, очень небольшое количество теджаса может быть синтезировано из энергии шакти. Однако с помощью сурья-пранаямы, динамической гимнастики, созерцания огня, а также употребления эликсира «Чаванпраш» [или «Оджас Пушти», который в 3 раза сильнее Чаванпраша], мёда и топленого масла [гхи] в теджас можно трансформировать пассивную прану (бинду).

Пингала-чакры отвечают за связь между индриями («тонкими» чувствами) и органами чувств, обеспечивая их настройку и нормальное функционирование. Они могут переключить зрение на вкус, и тогда при одном взгляде на готовящуюся пищу станет возможным точно определить, острая она или нет, достаточно ли посолена. С помощью осязания или зрения можно различать звуки, или, используя обоняние, ощущать форму и цвет объекта. Данная способность должна быть хорошо развита у врача, если он использует для диагностики «Метод Пяти зеркал».

Благодаря пингала-чакрам человек способен вкладывать энергию шакти в любой предмет, который он изготовил с любовью. Тогда это изделие будет излучать в пространство теджас подобно маленькому солнцу. Следует подчеркнуть особое значение этих чакр для врачей, практикующих марма-терапию. Во время сеансов пингала-чакра принимают огромные размеры и увеличивают свою мощность до такой степени, что порой пациент ощущает сильный жар, исходящий от ладоней врача.

Эфирная оболочка является посредником между физическим и «тонким» телами. Она дублирует все (исключая нервы) органы и ткани организма, обеспечивая их взаимосвязь и единство. Она разрушается в течение 49 суток после наступления биологической смерти и создается вновь в течение суток после оплодотворения яйцеклетки.

Растениями-проводниками к пингала-чакре являются пажитник сенной (шамбала), календула, актинидия, ломонос, куркума, имбирь и раувольфия. Из минералов - янтарь. Из металлов — розовое золото. Кроме того, следует упомянуть мед и топленое масло (гхи).

Активизирующая мантра мармы:

АУМ АДИТЬЯЯ ВИДМАХЕ

САХАСРАКИРАНАЙЯ ДХИМАХИ

ТХАННО АДИТЬЯХ ПРАЧОДАЙЯТ

А также:

ДЖАПА КУСУМАШАМКА-САМ

КАСЬЯ-ПЕЙЯМ МАХА-ДХУТИМ

ТАМО-АРИМ САРВА-ПАПАГХНАМ

ПРАНАТО-СМИ ДИВАКАРАМ

Негативным стереотипом, повреждающим пингала-чакры, является нарушение закона взаимообмена энергиями. Если мы что-то берем у других людей, природы, представителей иерархии Вселенной (богов, полубогов, асуров), растений, животных, птиц и других видов жизни, то обязаны дать нечто взамен. Этот закон также называют «Великим уравнителем». Современный человек нарушает его из-за своего эгоизма, скупости и невежества. Даже если для нас что-то делают даром и ничего не просят взамен, мы все равно должны выразить благодарность в доступной нам форме либо совершить добрый (бескорыстный) поступок, чтобы восстановить равновесие во Вселенной.

Мы ежедневно пользуемся благами Бхуми-дэви («Богини Зеилии»), получая пищу, воду, воздух, огонь, полезные ископаемые, а также ее материнскую любовь и заботу. А чем отплачиваем? Мы нещадно вырубаем леса, оскверняем реки, моря и океаны, выкачиваем ее «кровь» (нефть), загрязняем воздух и почву. Людям следует научиться бескорыстию и доброте.

Поэтому будет гораздо лучше, если мы будем действовать «на опережение».

Эгоизм же приводит к потере радости жизни. Даже если человек будет обладать несметными сокровищами, огромной властью, известностью, силой и красотой, это не принесет ему счастья. Повреждение пингала-чакры постепенно приведет к нарушению обмена веществ, к нарушению регенерации поврежденных тканей, к стойкому отклонению от гомеостаза (из-за потери связи органов с их камертонными центрами - мармами) и соответственно к многочисленным болезням, прогрессирующему снижению зрения и слуха и преждевременному старению.

И.И. Ветров

Отрывок из статьи "Топография и психофизиология марм первого круга" из книги "Основы Аюрведической фитотерапии" (И.И. Ветров, Ю.В. Сорокина)